Способ обучения двигательным навыкам и устройство для его реализации, патент на изобретение  

N2008150532;

Реферат

Использование: изобретение относится к области медицины и может быть использовано в лечебных, реабилитационно-восстановительных и т.п. учреждениях, а также в домашних условиях для обучения правильным двигательным навыкам. Изобретение может быть использовано в различных видах спорта, для постановки совершенных с точки зрения биомеханики движений.
Оптимальная траектория движения части тела человека разбивается на отрезки. Тренировка происходит фиксацией мышц части тела на концах отрезков траектории или серией движений части тела в пределах отрезков траектории. Взгляд человека направлен в сторону вогнутого экрана с разноцветными пластинками. Органы зрения при этом находятся в фокусе экрана. Для каждой фиксации мышц части тела на концах отрезков траектории или серий движений части тела в пределах отрезков траектории на экране устанавливают уникальную комбинацию цветных элементов.
Устройство содержит экран в форме сферического сегмента, радиус которого равен или больше расстояния наилучшего зрения человека. На вогнутой стороне экрана, вдоль поверхности располагают в различных положениях друг относительно друга одинаковые по форме и размеру элементы. Из цветных элементов по правилу комбинаторики составляют уникальные цветовые комбинации. 2 н. п.,9 з. п., 4 ф.

Формула изобретения
1.Способ обучения двигательным навыкам, заключающийся в многократном движении части тела по заданной оптимальной траектории, отличающийся тем, что оптимальную траекторию движения части тела человека разбивают на отрезки и человек фиксирует часть тела на каждом из концов, каждого отрезка траектории и напрягает мышцы части тела на непродолжительное время, при этом взгляд человека направлен в сторону вогнутого экрана в форме сферического сегмента с яркими, однотонно окрашенными, разноцветными элементами, расположенные вдоль вогнутой поверхности экрана, органы зрения человека находятся, примерно, в фокусе экрана, на котором, для каждого из концов, каждого отрезка траектории движения устанавливают уникальную комбинацию разноцветных элементов методом комбинаторики.

2.Отличается по п.1 тем, что для каждого из концов каждого отрезка траектории движения, человек несколько раз медленно, с напряжением мышц, передвигает часть тела к противоположному концу отрезка траектории и быстро возвращает назад, при этом взгляд человека направлен на вогнутый экрана с уникальной для каждой серии движений комбинацией цветных элементов.

3.Устройство для обучения двигательным навыкам содержит экран в форме сферического сегмента и одинаковые по форме и размеру однотонно окрашенные цветные элементы, отличается тем, что на экране вдоль поверхности располагают небольшое количество цветных элементов с возможностью их перемещения друг относительно друга для составления уникальных цветовых комбинаций по правилу комбинаторики.

4.Отличается по п. 3 тем, что высота вогнутого экрана в форме сферического сегмента меньше или равна радиусу сферического сегмента.

5.Отличается по п. 3 тем, что органы зрения человека находятся, приблизительно, в фокусе вогнутого экрана, а радиус экрана подбирается таким образом, что человек, отчетливо видит каждую точку экрана.

6.Отличается по п. 3 тем, что общая площадь разноцветных элементов примерно равна площади внутренней поверхности вогнутого экрана.

7.Отличается по п. 3 тем, что элементы окрашивают в яркие цвета, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга на шкале видимого спектра светового излучения.

8.Отличается по п. 3 тем, что количество элементов выбирают из того расчета, чем больше количество элементов, тем больше уникальных комбинаций можно составить, но тем меньше цвета элементов будут отличаться друг от друга.

9.Отличается по п.3 тем, что при недостатке освещенности вогнутый экран подсвечивают электрической лампой.

10.Отличается по п. 3 тем, что изображение вогнутого экрана в форме сферического сегмента с яркими разноцветными элементами создают на сетчатках глаз при помощи оптического прибора.

11.Отличается по п. 3 тем, что изображение вогнутого экрана с яркими разноцветными элементами моделируют на мониторе компьютера и комбинация разноцветных элементов изменяется программно.


Описание изобретения
МПК: A63B 23/00
Дополн. классы: A61M 21/00, G09B 1/00, G09B 13/00

1. SU, авторское свидетельство, 975012, кл. А 61 Н 3/00, 1982
2. RU, патент, 2020990, ч кл. А 63 В 23/04, 1994.
3. RU, патент, 2020991, кл. А 63 В 23/04, 1994.
4. RU, патент, 2099038, кл. A 61 H 3/00, 1996.
5. US, патент, 513399, Кл. G01J 3/46, G01J 3/52, 1894.
6. DE, патент, 202005000612U1 кл. A 61 M 21/00, 2005.
7. Н.Робенеску, Нейромоторное перевоспитание. Медиц. изд-во, Бухарест, 1972, с. 114-115.
8. В.А.Каган, Преодоление, Неконтактный ребенок в семье. Фолиант, СПБ, 1996 г., стр. 112-113.
9. (Е. П. Ильин. Двигательная память и память на движения — синонимы?. Вопросы психологии, 1990 , 4, стр139)
10. (С.А. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизации памяти через возрождения эмоций. Издательство “Цицеро”, Москва, 1992 г. 9 стр.)

Способ обучения двигательным навыкам и устройство для его реализации

Использование: изобретение относится к области медицины и может быть использовано в лечебных, реабилитационно-восстановительных и т.п. учреждениях, а также в домашних условиях для обучения правильным двигательным навыкам детей и больных с нарушениями опорно-двигательных функций организма, функции речи. Изобретение может быть использовано в различных видах спорта, для постановки совершенных с точки зрения биомеханики движений, при обучении игре на музыкальных инструментах, танцам, печати на компьютере “слепым” методом.

Известны способы, выбранный в качестве прототипов восстановления двигательных функций путем тренировки с принудительным выполнением двигательного цикла с помощью устройств, обеспечивающих сгибание и перемещение конечностей по заданной траектории постепенным увеличением нагрузки (А.С. N 975012, Пат. RU N 2020990, Пат. RU N 2020991),

Известен способ, выбранный в качестве прототипа, при котором обучаемого больного механически принуждают повторять по меньшей мере одной частью тела циклы естественных движений здорового человека, передаваемых через механическую связь от той же части тела обучающего здорового человека (Пат. RU N 2099038),.

Известен способ, выбранный в качестве прототипа коррекции и обучения правильным навыкам движения с помощью кинетотерапевта или обучающего, когда обучающий держит обучаемого за руки и подталкиванием стимулирует к выполнению двигательного цикла ходьбы, контролируя изгиб и постановку ног обучаемого и заставляя его контролировать собственные движения (Н.Робенеску, Нейромоторное перевоспитание. Медиц. изд-во, Бухарест, 1972, с. 114-115). Указанный способ может быть также использован для обучения движениям и другими частями тела или группой мышц больного, например рукой, корпусом, головой. (В.А.Каган, Преодоление, Неконтактный ребенок в семье. Фолиант, СПБ, 1996 г., стр. 112-113).
Наиболее близким является способ обучению движению путем многократного повторения движений по заданного эталону. (Е. П. Ильин. Двигательная память и память на движения — синонимы?. Вопросы психологии, 1990 , 4, стр. 139)
Недостатком известных способов является большая нагрузка на физическую, нервную систему человека, сложность постановки оптимальной траектории движения части тела
человека, большая продолжительность времени обучению навыку, обязательное присутствие на тренировке обучающего специалиста. Недостатком является то, что способы обучения распространяются не на все подвижные части тела, например: не распространяются на органы артикуляции, речи.

Задачей изобретения является разработка эффективного способа и устройства для обучения двигательным навыкам, переучивания неправильных двигательных навыков,
снижения отрицательного влияния разучиваемого навыка на навык уже освоенный.
Эффективность достигается уменьшением времени разучивания двигательного навыка, снижением нагрузки на нервную, физическую систему человека при разучивании двигательного навыка, возможностью самостоятельного применения обучаемым способа обучения двигательному навыку для всех подвижных частей тела.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 изображено общий вид устройство и осуществление первого варианта способа.
На фиг.2 изображен второй вариант способа на примере обучения печати “слепым” методом.
На фиг.3 изображено применение способа для тренировки одного из органов артикуляции – языка.
На фиг. 4 изображено смоделированное устройство на мониторе компьютера.

Поставленная задача решается тем, что в способе обучения двигательным навыкам оптимальную траекторию 3 (фиг.1) движения части тела человека разбивают на отрезки 4 и обучаемый фиксирует часть тела на каждом из концов каждого отрезка траектории и напрягает мышцы части тела на непродолжительное время.
Взгляд человека направлен в сторону вогнутого экрана 1 (фиг.1) с яркими, однотонно окрашенными, разноцветными элементами 2, расположенными вдоль вогнутой поверхности экрана. Органы зрения человека находятся, примерно, в фокусе экрана, На экране 1 (фиг.1) для каждого из концов, каждого отрезка траектории движения устанавливают уникальную комбинацию разноцветных элементов 2 методом комбинаторики.


Двигательные навыки, стр. 2
Method of training to impellent skills, pg. 1
Method of training to impellent skills, pg. 2
Фигура 1, 2, 3
Главная страница

Сайт управляется системой uCoz