Способ обучения двигательным навыкам и устройство для его реализации, стр. 2  

Способ содержит вариант (фиг. 2а, 2б, 2в, 2г), при котором для каждого из концов каждого отрезка 4 траектории 3 движения, человек несколько раз, медленно, с напряжением мышц, передвигает часть тела к противоположному концу отрезка траектории и быстро возвращает назад, при этом взгляд человека направлен на вогнутый экран 1 с уникальной для каждой серии движений комбинацией цветных элементов 2.
Известен способ активизации памяти через возрождения эмоций (С.А. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизации памяти через возрождения эмоций. Издательство “Цицеро”, Москва, 1992 г. 9 стр.).
Целесообразность применение вогнутого экрана с разноцветными пластинками вызвано тем, что он создает эмоциональное воздействия на человека за счет ярких красок, заполняющих большую часть зрительного пространство человека. Комбинация из небольшого количества цветных элементов оставляет в сознание яркое, четкое впечатление, что способствует запоминанию единицы двигательной информации. По своей природе двигательная память не отличается от других видов памяти, таких как слуховая, зрительная и т.п.. Запоминание единицы двигательной информации происходит быстрее, если запоминание подкрепляется эмоциональным воздействием. Способствует запоминанию единицы информации концентрация внимания на поверхности экрана.
Известно устройство (Пат. США N513399), выбранное в качестве прототипа, которое содержит круглый экран на одной стороне которого расположены цветные элементы в виде полосок. По периметру круга соосно расположено неширокое кольцо с цветными элементами в виде полосок.
Устройство предназначено для составления цветовых комбинаций путем вращения внешнего кольца относительно внутреннего круга. Недостатком устройства является малое количество комбинаций, которое можно составить. А так же большое количество цветных элементов сложное для восприятия.

Известно устройство, выбранное в качестве прототипа, представляет собой полусферический монитор Z-Dome от компании EuroTouch Interactive.
Адрес сайта и электронной почты: http://www.z-dome.com/, info@eurotouchinteractive. Адрес: 3508 Cherry Palm Drive Tampa, FL33619 t.813.623.2191, t.866.401.EURO(3876), fax.
t.813.622.9015 Монитор Z-Dome используется для получения высококачественно реалистического изображения. Фирма выпускает компьютерный монитор в форме полусферы с радиусом большим или равным расстоянию наилучшего зрения человека. Органы зрения пользователя находятся в фокусе экрана. Форма экрана в виде полусферического сегмента служит для усиления концентрации внимания.

Наиболее близких аналогом для изобретения является устройство (Пат. Германии N 202005000612U1), которое содержит экран в форме сферического сегмента. Перед экраном неподвижно расположены цветные элементы в виде полосок. Устройство предназначено для поднятия тонуса и усиления эмоционального состояния человека.

Недостатком данного устройство является статичность положения элементов и размер устройства не позволяющий заполнить большую часть зрительного пространства человека.

Предложенное устройство обучения двигательным навыкам содержит экран 1 (фиг.1) в форме сферического сегмента, на вогнутой стороне которого, вдоль поверхности располагаются одинаковые по форме и размеру однотонно окрашенные цветные элементы 2. Путем перемещения друг относительно друга цветных элементов по правилу комбинаторики составляют уникальные цветовые комбинации.

Для беспрепятственного перемещения цветных пластинок друг относительно друга при перестановки, цветные элементы закрепляют на экране при помощи магнитов, швейных липучек и т. п.. Высота вогнутого экрана 1 в форме сферического сегмента меньше или равна радиусу сферического сегмента. Органы зрения человека находятся, приблизительно, в фокусе вогнутого экрана, а радиус экрана подбирается таким образом, что человек, будет отчетливо видеть каждую точку экрана.

Общая площадь разноцветных элементов 2 (фиг.1) соизмерима с площадью вогнутого экрана 1. Форма экрана в виде полусферического сегмента выбрана для усиления концентрации внимания.

Для уменьшения корреляции запоминаемой единицы двигательной информации на предыдущую, уже освоенную, приводящую к деавтоматизации навыка (Е.П. Ильин. Умения и навыки: нерешенные вопросы. Вопросы психологии, 1990, 4, стр. 146-147) для каждой единицы двигательной информации на экране 1 составляют уникальную комбинацию цветных элементов 2.

Целесообразно, окрашивать элементы экрана в яркие цвета, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга на шкале видимого спектра светового излучения. Для достижения максимальной яркости цветные пластинки могут быть окрашены флюоресцентными красками.

Количество элементов выбирают из того расчета, чем больше количество элементов, тем больше уникальных комбинаций можно составить, но тем меньше цвета элементов будут отличаться друг от друга и тем хуже для восприятия. Целесообразно использовать небольшое количество элементов. Но, даже используя малое количество цветных элементов, по правилу комбинаторики можно составит большое количество цветовых комбинаций.
Например: Имея 12 разноцветных пластинок, из которых 6 располагают на экране, по правилу комбинаторики можно составить 665280 уникальных комбинаций; имея 12 разноцветных пластинок, из которых 7 располагают на экране, по правилу комбинаторики можно составить 3991680 уникальных комбинаций.

Am,n=n!/(n-m)!

A -число размещений;

m –число элементов на экране;

n-общее количество элементов.
При недостаточной освещенности экран подсвечивают электрической лампой 5 (фиг.1).
Для достижения компактности устройства, целесообразно изображение вогнутого экрана в форме сферического сегмента с яркими разноцветными элементами создавать на сетчатках глаз при помощи оптического прибора.
Для того чтобы не применить одну ту же комбинацию цветных элементов дважды заранее заготавливают список возможных уникальных комбинаций или действуют по различным алгоритмам.
Допускается моделирование изображения вогнутого экрана с яркими разноцветными элементами на мониторе 5 (фиг. 4) компьютера. Тогда комбинация разноцветных пластинок изменяется программно.

Примеры 1. Обучение плаванию. На фиг.1 показана постановка движения правой руки для обучению плаванию стилем –“кроль”.

Пример 2. Обучение печати “слепым ” методом. Известно что, при “слепом ” методе печати за каждым пальца каждой руки закрепляют определенное количество букв (Шахиджанян В.В., Соло на пишущей машинке. - М.: "Ракурс". - 1991. - с. 137). Для указательного пальца левой руки это буквы “к”, ”а”, ”м”. На фиг. 2а, 2б, 2в, 2г показано постановка движения указательного пальца от исходного положения до удара по клавише “к”. Траектория 3 (фиг.2) движения разбивается на два отрезка 4 и на каждом отрезке производят две серии движений. Фиг. 2а, 2б показывает движения указательного пальца на первом отрезке траектории, Фиг. 2в, 2г показывает движения на втором отрезке траектории. Для каждой серии движений (фиг.2а, 2б, 2в, 2г) на вогнутом экране 1 устанавливают неповторяющуюся комбинацию цветных элементов 2.

Пример 3. Тренировка органов артикуляции. Орган артикуляции - язык 4 (фиг.3) фиксируют в различных положениях и напрягают мышцы языка 4. Для каждой положения языка 4 на вогнутом экране 1 устанавливают уникальную комбинацию цветных элементов 2.

Результат испытания 1. .Больной З., 2008г., астроцитома мозга 2-3 степени злокачественности, 58 мм в диаметре, в правой височно- теменной области. В нейрохирургического отделении Медицинского Центра произведена операция, при которого вырезана часть мозга, ответственная за логику речи. Подтверждающие документы – МРТ головного мозга.

Находясь в стационаре, при постановке органов речи для произношения звуков азбуки пользовался предложенным методом. К моменту выписки речь восстановилась почти полностью, работает на прежнем месте работы.

Результат испытания 2. К. за короткой время – не больше 2 недель, с помощью предложенного способа обучился печати “слепым” методом. Написана компьютерная программа для обучения печати “слепым” методом, используя заявленный способ. И хотя его работа не связана напрямую с составлением документации, стабильно показывает высокую скорость печати.

Результат испытания 3. Исправление дефектов дикции. В., 1993 г. с детства имел проблемы c произношением шипящих звуков:“щ”, “ш”, “с”, “з”. За короткой время, не больше недели, с помощью предложенного способа самостоятельно устранил все дефекты дикции.



Список использованной литературы

1. Е.П. Ильин, Двигательная память и память на движения — синонимы? Вопросы психологии, 1990 , 4, стр139)

2. С.А. Гарибян, Школа памяти. Суперактивизации памяти через возрождения эмоций. Издательство “Цицеро”, Москва, 1992 г. 9 стр.

3. Е.П. Ильин, Умения и навыки: нерешенные вопросы. Вопросы психологии, 1990, 4, стр. 146-147

4. В.В Шахиджанян, Соло на пишущей машинке. - М.: "Ракурс". - 1991. - с. 1-20

5. М.М Боген, Обучение двигательным действиям. М., 1985.


Двигательные навыки, стр. 1
Method of training to impellent skills, pg. 1
Method of training to impellent skills, pg. 2
Фигура 1, 2, 3
Главная страница

Сайт управляется системой uCoz